История Вологды

История Вологды

История Вологды

Город Вологда — один из очень немногих северных городов, история Вологды началась еще в домонгольский период. Примерной исторической датой основания города Вологды считается 1147 год, когда, по сообщению жития местного святого Герасима, был учрежден первый вологодский монастырь во имя св. Троицы.
Согласно житию, которое было написано не ранее XVII века, города в 1147 году еще не существовало и Герасим пришел сюда «на великий лес». [more=Читать далее >>] Но это сообщение вызывает большие сомнения, так как до XIV века русские монастыри возникали преимущественно в городах или поблизости от городов. Поэтому можно думать, что уже раньше здесь существовало какое-то поселение. Археологические раскопки, произведенные поблизости от бывшего Троицкого монастыря, показали, что в XII—XIII веках здесь действительно находился поселок, который с течением времени, расширяясь, стал городом Вологда.

Вологда рано стала привлекать внимание соседей. В XIII—XIV веках за обладание Вологдой шла ожесточенная борьба между Новгородом и великими князьями Северо-Восточной Руси. Первое достоверное упоминание об истории Вологды мы находим в грамоте 1264 года, определяющей отношения Новгорода и великого тверского князя Ярослава Ярославича. Здесь Вологда называется новгородской «волостью». Источники XIV—XV веков свидетельствуют о неоднократных походах на Вологду тверских и московских князей, пытавшихся вытеснить отсюда новгородцев, которые, в свою очередь, старались всячески нейтрализовать влияние Твери и Москвы на свои доходные северные владения. В течение длительного времени Вологда была настоящим яблоком раздора. Только в XV столетии Вологда окончательно отошла к Москве.

Стремление подчинить Вологду объяснялось ее чрезвычайно выгодным географическим положением. Историческая Вологда занимала ключевые позиции на подступах к неисчерпаемо богатому Северу. Находясь на сравнительно близком расстоянии от Москвы и от Новгорода, Вологда вместе с тем была связана водными путями с Поморьем. Река Вологда, на берегах которой расположен Волгород, впадает в Сухону, один из истоков Северной Двины — этой главной артерии Севера. Вологда была перевалочным пунктом для всех товаров, доставлявшихся как с севера на юг, так и с юга на север. Предприимчивые купцы свозили в Вологду пушнину, соль, рыбу, воск, пеньку и, скупая дополнительно в самой Вологде высокого качества лен и кожи, направляли затем большие обозы с товарами из Вологды в Москву, Ростов, Ярославль, Кострому и другие русские города.

Вологда считалась важной и в стратегическом отношении. Она служила местом сбора войск, в частности, при походах Москвы на Подвинье и на племена югры, вогуличей и остяков, обитавших к востоку от Устюга. При Иване III отсюда велось наступление на казанских татар.

Подобно Белоозеру и Устюгу, Вологда была центром хозяйственной и культурной жизни обширного края. Когда в старинных документах упоминается об истории Вологды, часто имеется в виду не только город, но и значительная территория вокруг него. В этом плане характерна история многочисленных монастырей, основанных около Вологды. Ее интересно проследить в связи с теми культурными отношениями, которые уже в XIV веке установились между Вологдой и другими русскими городами. Если в самом городе большая часть храмов зависела от новгородского архиепископа, то в окрестностях, наоборот, новгородское влияние было относительно слабым. Зато здесь давали о себе знать Ростов и Москва, представители которых вели интенсивную колонизацию края.

Главным проводником московского влияния в самой Вологде служил знаменитый Спасо-Прилуцкий монастырь, основанный в окрестностях города между 1377 и 1392 годами. К югу от Вологды, тоже во второй половине XIV века, возникли еще два монастыря — Нуромский Спасский и Павло-Обнорский. Они помещались на митрополичьей земле, и, судя по этому, их основание произошло не без инициативы московского митрополичьего дома.

Несмотря на желание Москвы создать себе прочные опорные пункты на Севере, большинство пригородных вологодских монастырей с давнего времени находилось в ведении ростовской епископской кафедры.

Запись опубликована в рубрике История с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.