Воскресенский собор

Воскресенский собор

Воскресенский собор

Комплекс архивных и иконографических источников по истории формирования этого известного монастыря Пошехонья достаточно обширен и разнообразен. Материалы по истории Воскресенского собора, деловые монастырские бумаги хранятся в отделе письменных источников Государственного Исторического музея в Москве, в фондах государственных архивов Вологодской и Новгородской областей.

Ризничные описи XVIII-XX веков, деловая переписка приходского совета Воскресенского собора с органами советской власти, Новгородской духовной консисторией, окрестными приходами, документы обновленческой общины хранятся в научном архиве Череповецкого музейного объединения. К числу опубликованных источников относятся грамоты на строительство, данные российскими патриархами, выдержки из утраченных столбцов XVII века, представленные в «Истории Российской Иерархии» архимандритом Амвросием Орнатским, а также местным краеведом, учителем реального училища Леонидом Афетовым в рукописи по истории Череповецкого монастыря. Архивных источников древнее XVII века в подлинниках не сохранилось.

Не сохранились Жития основателей монастыря преподобных Феодосия и Афанасия Череповецких. Их иконописный облик сложился крайне поздно, к 30-м годам XIX века, и известен по пяти сохранившимся иконам.

История возникновения Воскресенского «на Череповси» монастыря, как и многих других русских обителей, сопровождается своим преданием. Московский купец на нагруженной товаром ладье шел по реке Шексне на Белоозеро. Внезапно, когда он находился близ устья реки Ягорбы, наступила полная тьма. Ладья села на мель. Глубоко пораженный таким явлением, купец стал горячо молиться, и его взору предстала еще более необычная картина.

Находившаяся на правобережье Ягорбы гора будто осветилась огнем, и из-за нее, выше по течению реки, исходили яркие светоносные столпы. Ладья снялась с мели и направилась к горе — видение исчезло. Потрясенный всем увиденным, купец поднялся на гору, и его взгляду открылся изумительный по красоте пейзаж: извилистая петля реки Ягорбы, ровное течение Шексны, речные долины и бескрайние леса. Поставив на горе крест и дав обет побывать здесь еще и срубить на этом месте часовню, купец отплыл на ярмарку на Белоозеро. На следующий год он исполнил свое обещание, а в выстроенную им часовню поместил образ Воскресения Христова, в память дня чудного видения.

Народное предание гласит, что к этой часовне пришли два инока — Феодосии и Афанасий, которые устроили там пустынное житие. Утраченный ныне синодик, содержащий в числе прочих имена ростовских архиереев, к епархии которых относился Череповецкий монастырь, первым из них упоминает епископа Ростовского и Белозерского Игнатия, бывшего на кафедре с 1355 по 1364 год. Поэтому основание обители обычно относят к этому промежутку времени.

О личности преподобного Феодосия никаких сведений не сохранилось. Предание называет его тем самым купцом, который во время эпидемии чумы в Москве потерял семью и принял постриг у преподобного Сергия. Вопрос о том, кем на самом деле был преподобный Феодосии, где он постригся, как встретился с преподобным Афанасием, остается открытым. По мнению И.Ф. Токмакова, преподобный Афанасий был уроженцем города Устюжны и некоторое время подвизался там при церкви Рождества Христова в подвиге юродства. Его прозвище «Железный посох» говорит о том, что он постоянно носил с собою железную палицу для изнурения плоти. Затем, по всей видимости, он ушел в Троицкий монастырь к преподобному Сергию Радонежскому, где и принял постриг.

Имя преподобного Афанасия внесено в «Книгу, глаголемую описание о Российских святых», обнаруженную графом М.В. Толстым в Троице-Сергиевой Лавре и им же дополненную. Преподобный Афанасий оказался внесенным в строгановский иконописный подлинник, рисующий обличие святого весьма условно: «Преподобный Афанасий… а подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы». Именно так и выглядел он на поздних, второй половины XIX века, иконах.

Подобно ему изображался и преподобный Феодосий. Архиепископ Черниговский Филарет в своем труде “Русские святые, чтимые всею церковию или местно” отмечает: “…преподобный Афанасий, пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть Святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900” (1392 г.). Церковная память преподобному Афанасию творится 18 июля и 26 ноября, а общее молитвенное воспоминание обоих преподобных отмечается 25 сентября.

Запись опубликована в рубрике Святыни, Череповец с тэгами , . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.