Вологодская государственая филармония

Вологодская государственая филармония

Вологодская государственая филармония

Расположенный на пересечении улиц Пушкинской и Лермонтова бывший дом Вологодского Дворянского собрания в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения. Строительство главного дома городской усадьбы относится ко второй половине XVIII в. В Вологодском архиве сохранились упоминания, датированные 1792 годом, о том, что живший с 1785 г. в Вологде коллежский ассесор А. С. Колычев имеет построенный им дом «в первой части в Кирилловской слободе в Рощенской улице».

В описи усадьбы за 1822 год говорится о доме, как о владении Дворянского сословия Вологодской губернии, доставшемуся по покупке от кадниковского помещика Ивана Колычева. Трудно говорить о первоначальном облике памятника. Как известно, он подвергался значительным перестройкам, особенно в интерьерах, в течение XIX и до начала XX века включительно.

В 1822 году, после капитального ремонта, внешний облик здания Вологодского дворянства приобретает все черты высокого классицизма Александровского времени. Следует отметить, что территория владения на всем протяжении XIX века была значительно больше, чем сегодня, — в нее входила и площадь, занимаемая бывшим детским садом по улице Пушкинской.

В первой половине XIX века флигель по улице Пушкинской был двухэтажным, а угловая часть главного дома отмечалась ротондой — «вышкой» с полуциркульными окнами. Во время реконструкции здания в середине XIX века, в основном, была изменена внутренняя планировка, которая и дошла до нашего времени. Тогда было сделано укрупнение внутреннего пространства парадной части — устроен двухсветный зал и изменен лестничный всход на второй этаж. Очень характерная черта того времени — геометрия оконных проемов третьего этажа в интерьерах не совпадает с внешними габаритами окон на фасадах. Применение подобных приемов говорит о том большом значении, какое придавалось внешнему облику здания.

Вологодская областная государственная филармония, носящая ныне имя великого русского композитора Валерия Гаврилина, всегда была одним из авторитетных, творчески состоятельных, филармонических коллективов не только на Северо-Западе, но и в стране. Вологодские артисты были желанными гостями на многих престижных сценах страны. В Вологду всегда охотно приезжали на гастроли ведущие солисты и коллективы большого Советского Союза. В разные годы вологодским меломанам посчастливилось слышать в концертном зале филармонии практически всех великих музыкантов XX века.

У нас играли Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Лазарь Берман, Михаил Плетнев, Давид и Игорь Ойстрахи, Даниил Шафран, Юрий Башмет, Николай Петров, Владимир Спиваков. Пели Елена Образцова, Тамара Синявская, Бэла Руденко, Борис Штоколов, Зураб Сотки-лава, Камерный хор Владимира Минина, Академическая капелла имени Александра Юрлова. Каждый вологжанин, череповчанин, сокольчанин смог бы дополнить этот список дорогими для себя именами, с которыми связаны личные переживания и воспоминания. Особая страница в жизни музыкальной Вологодчины связана с именем нашего земляка, композитора Валерия Гаврилина.

Проводятся фестивали музыки В. Гаврилина, в которых участвуют лучшие интерпретаторы его сочинений. Его музыку исполняла академическая капелла Санкт-Петербурга под управлением Владислава Чернушенко, балет «Анюта» в исполнении артистов Пермского театра оперы и балета представляли первые и лучшие исполнители главных партий Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

Идет большая исследовательская работа по изучению и освоению творческого наследия Мастера. Увидели свет уже два издания его книги «О музыке и не только...», вышли воспоминания «Этот удивительный Гаврилин» и настоящий фолиант — первый том полного собрания сочинений с этапным для русской культуры сочинением, вокально-симфоническим действом «Перезвоны».

Источник: http://portal-vologda.ru/id/filarmonia.html
Фото с сайта: http://portal-vologda.ru/filarmonia/f02.jpg

Запись опубликована в рубрике Театры с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.