Церковь Сретения на Набережной

Церковь Сретения на Набережной

Церковь Сретения на Набережной

Церковь Сретения на Набережной является одним из интереснейших памятников города. Она привлекает внимание своим подчеркнуто нарядным, декоративным обликом, выделяющим ее среди прочих храмов Заречья.
Время построения деревянной Сретенской церкви точно не установлено, но известно, что она существовала уже в 1656 году. В память о бывшей деревянной церкви с тремя престолами, по сторонам каменной одноименной церкви были поставлены три тяжелых обтесанных камня с крестиками наверху. Каменная церковь Сретенья на Набережной была построена в первой половине XVIII века, имя мастера, строившего ее, неизвестно. Теплая церковь была освящена в 1735-м, холодная значительно позже — в 1837 году.

Церковь Сретения является одной и наиболее красивых в городе — она знаменует новый этап в развитии каменного зодчества Вологды и отражает нарядный образец позднего московского барокко, который в первой половине XVIII века стал распространяться на Севере.

Это бесстолпный, трехчастный в плане храм, увенчанный пятью луковичными главами. Своеобразен его стройный, сильно вытянутый вверх основной кубический объем, завершенный вместо традиционных кокошников широким карнизом. С востока к нему примыкает одноапсидный алтарь, а с запада — двухэтажная трапезная, фасады которой по своей композиции напоминают жилой дом. Главы церкви с тонкими шеями и красивыми ажурными крестами еще более подчеркивают изящность ее архитектуры. Псевдоготические верхние ярусы колокольни вместе с ее шпилем и двумя крыльцами появились во время перестройки храма в середине 1830-х годов.

В убранстве церкви Сретения, столь близком московскому барокко рубежа XVII — XVIII веков — последнему этапу в развитии древнерусской архитектуры, — еще сильны свойственные этому стилю жизнерадостность и праздничность.

Исключительное изящество храма подчеркнуто парными пилястрами, протянувшимися по основному четверику от цоколя до венчающего карниза. Оконные и дверные проемы несут пышные наличники со своеобразными «разрезными» фронтонами. Декор храма приобрел во многом новые оригинальные черты благодаря широкому использованию полихромных рельефных изразцов, уникальных для вологодского зодчества. Майоликовые плитки зеленого цвета с желто-белым растительным орнаментом искусно введены в пилястры и карнизы, а также в основные части наличников.

Источник: http://www.cultinfo.ru/arts/architecture/vologda/000071/report.htm
Фото с сайта: http://www.allross.ru/vologod/images/vologda/full/IMG_0110.html

Запись опубликована в рубрике Святыни с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.