Архитектура Вологды

Архитектура Вологды

Архитектура Вологды

План губернскому городу Вологде составлен на основании Указа Екатерины II « О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». Была проведена топографическая съемка Вологды, составлен план существующего города и на основании этого в 1780 — проектный план города. Утвержден императрицей 24 февраля 1781 года. Затем землемеры перенесли этот план на местность, насчитав всей земли города в «окружной меже» 2413,83 га. Межевой план был утвержден 19 июня 1806 года Межевым департаментом. Все строительство в последующие годы велось по утвержденному плану и на любое отклонение от него требовалось «высочайшее дозволение».

По новому генеральному плану застройки, старые кривые и тесные улицы заменялись прямыми широкими «першпективами». Почти каждая улица замыкалась в створе взметнувшимися ввысь главами и крестами храмов и колоколен. Местами, близко поставленные церковные здания образовывали живописные архитектурные ансамбли, как, например, на Сенной площади, которую украшали и одухотворяли храмы Афанасьевский и Никольский, Спасовсеградский собор, или в районе Ленивой горки, где группировались церкви Воскресения, Иоанна Богослова, Никола Золотые Кресты.

Когда-то все приходские церкви Вологды (а их насчитывалось свыше пятидесяти) были деревянными. Но, начиная с середины XVII столетия, деревянные храмы постепенно вытеснялись каменными. Такое внимание к церковному строительству здесь не было случайностью: Вологда фактически с конца XV века стала кафедральным городом — «домом Святой Софеи», центром обширной Вологодской и Великопермской епархии.

На протяжении XVII-XVIII веков вологодские владыки возвели, обустроили и украсили свою резиденцию в Вологде, соединив ее переходами с кафедральным Софийским собором. Из-за высоких каменных стен и башен вологодский Архиерейский дом более известен под названием Вологодского Кремля.

Но, пожалуй, наиболее торжественный и праздничный вид получила в XVIII-XIX столетиях застройка бывшей главной магистральной улицы — набережных реки Вологды. Дома адмирала Барша, купцов Витушечниковых, Скулябинской богадельни, Варакиных с их белыми пилястрами и колонными портиками до сих пор задумчиво и горделиво смотрятся в тихие воды Вологды.

Большинство вологжан и в начале XX столетия проживало еще в деревянных домах. Оригинальная деревянная архитектура, представляющая разные эпохи и стили, от классицизма до модерна, заполняла улицы и во многом формировала архитектурный облик города.

В то же время к началу XX века сложились функциональные своеобразные зоны городской территории, наложившие специфический оттенок на характер их застройки. Так, большая часть торговых заведений, заводских и ремесленных мастерских сосредоточилась по улицам Гостинодворской и Кирилловской, где тогдашние вологодские купцы и предприниматели строили на своих участках каменные и полукаменные дома сообразно собственному вкусу и достатку. Главные учебные заведения — гимназия, семинария и реальное училище — разместились по периметру Плацпарадной площади, словно подчеркивая просветительскую функцию этой части города благородными сдержанными ритмами античных ордеров.

На Вологодчине твердая государственная рука коснулась строительного беспорядка в самом конце XVIII века. Надо отметить, что обеспеченность в то время русской провинции квалифицированными кадрами оставляла желать лучшего. Столичные города имели большие возможности для выбора зодчих. Немногочисленные ведомственные архитекторы Вологды были фактически единственными на всю немалую губернию специалистами, способными решать сложные задачи планировки и строительства, в соответствии с новыми государственными требованиями.

Первый вологодский губернский архитектор Петр Трофимович Бортников — начал свою работу в Вологде не ранее 1785 г. С именем Бортникова связано создание нового архитектурного облика Вологды конца XVIII в. Градостроительное чутье подсказало Бортникову необходимость создания у реки Золотухи связующего звена, объединяющего новый административный центр с культовым — соборами и архиерейским домом.

Запись опубликована в рубрике Архитектура с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.