Изобразительное искусство Вологды

Вологодская культура имеет свои неповторимые черты. Здесь, на Русском Севере, бережно сохранились древние памятники и традиции.Следы пребывания первого человека в Вологодском крае относятся к эпохе палеолита. Архаические памятники изобразительной культуры, найденные учеными в небольших сопках — «домиках мертвых», монументальных курганах, своеобразных «лесных пирамидах», других захоронениях, поселениях, городищах принадлежат к эпохам неолита, металла и периода средневековья.

Самые ранние культовые памятники из обожженной глины, датируемые VI — V тыс. до н. э., открыты в 1993 году на древней стоянке Тудозера Вытегорского района. Они представляют простые, но достаточно устойчивые формы со сложным орнаментом и известны в Карелии, Финляндии как культура «сперрингс».

Памятники не всегда составляют единство. Читается видимое различие культур, связанное с тем, что обширная территория области осваивалась из разных регионов неравномерно.

Найденные кремневые миниатюрные фигурки животных, птиц, рыб созданы в III — II тыс. до н. э..., в период, когда обработка камня достигла наивысшего расцвета. Эти пластические памятники отличаются цельностью форм, прекрасным знанием исходного материала, легко узнаваемы, опираются на опыт не одного поколения мастеров. В мифологии финно-угорских народов медведя считали хозяином таежного леса. В более позднее время в бронзовых полых подвесках медведь изображался стилизованно в жертвенной позе, стоящим на четырех ногах и с опущенной головой, с хорошо выраженными формами деталей — шеи, морды, лап, хвоста.

В тотемной пластике амулетов часто встречались птицы с широко распростертыми крыльями. Считалось, что эта священная птица уносила души умерших на небо, где они продолжали свою жизнь.

Водоплавающей птице отводилась совсем особая роль, она являлась прародительницей, творцом природы, из ее яйца возник весь мир. Богатые женские ожерелья найдены в курганах X — XII веков на реке Кать Устюженского района. В украшении с бусинами сердолика и горного хрусталя были прикреплены 12 серебряных монет арабского, византийского происхождения из Волжской Булгарии. В погребении маленькой девочки среди серебряных и пастовых бус обнаружены три круглые привески, отлитые в одной форме фантастического зверя, пожирающего свой хвост, и относящиеся к северному «звериному стилю».

Многие древние сюжеты, мотивы сохранились без изменения в геометрических и зооморфных орнаментах северных вышивок и деревянной резьбе.

С распространением христианства на Севере Вологодский край становится большим центром православного искусства. С XII по XIX столетия были созданы высокие образцы иконописной и монументальной живописи, деревянной резьбы, лицевого шитья, мелкой пластики и обрядовой утвари.

Для исполнения крупных живописных комплексов обычно приглашались знаменитые мастера из Москвы, Новгорода, Ростова, Ярославля, Белозерска, Вологды.

Уникальным памятником культуры мирового значения являются сохранившиеся в первозданном виде фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Они были выполнены в 1502 году известным московским иконописцем Дионисием с сыновьями. Росписи считаются последней из его монументальных работ, созданных в конце жизни. На западной стене портала сохранилась фресковая живопись, посвященная самому празднику Рождества. Кроме евангельских сюжетов, большая часть храма расписана своеобразными иллюстрациями к песням акафиста Божьей Матери. Особое значение имеет роспись в люнетах: «Собор Богородицы», «О тебе радуется», «Покров Богородицы» и алтарный образ Марии с младенцем и коленопреклоненными ангелами. Дионисию свойственно величественная торжественность, духовная возвышенность, поэтичность религиозных образов; музыкальная органичность и согласие всех частей композиционного размещения фресок в архитектурном пространстве, праздничность и изысканность живописного колорита.

В золотой фонд русской культуры входят и росписи Софийского кафедрального собора в Вологде, выполненные в XVII веке лучшим ярославским иконописцем Дмитрием Плехановым. Композиция «Страшного суда» занимает всю западную стену собора (около 400 кв.м). Она написана в светлом колорите, мягких цветовых отношениях, сочетает в себе художественные трад
иции предшествующих эпох с новыми эстетическими принципами своего времени.

В вологодских музеях представлены иконы новгородских, ростово-суздальских и московских мастеров. К самым ранним из них можно отнести редчайшие памятники: «Богоматерь Умиление Толгская (Подкубенская)» (XIV в.), «Богоматерь на престоле с предстоящими Николой и Климентом» (XIV в.), «Троица Ветхозаветная» (XIV в.). На последней из перечисленных икон сделана надпись буквами зырянского алфавита, созданного св. Стефаном Пермским. Замечательным примером иконного искусства начала XVI века является образ Преподобного Димитрия Прилуцкого с житийными клеймами, написанный знаменитым живописцем Дионисием. Искусным мастером этой же эпохи был Дионисий Глушицкий, его мастерство представлено в иконе «Иоанн Предтеча в пустыне». Особое место в истории живописи занимает деисусный чин из Корнилиево-Комельского монастыря (около 1515 года).

Основу коллекций вологодских музеев составляют работы, выполненные местными иконописными центрами. Они стали формироваться в период XV — XVII веков в традиционных художественных центрах края — Белозерске, Великом Устюге, Вологде, Кирилло-Белозерском монастыре, Тотьме, Устюжне. Их стиль не похож на официальные школы, хотя влияние последних всегда читается. Так называемые «северные письма» (иконы) отражают вкусы местного населения, живущего среди северных лесов, рек, озёр и удалённого от столиц. От классической традиции вологодскую икону отличает большая конкретность, определённость образа, созерцательно-чувственная эмоциональная окраска свободного повествования библейских сюжетов, сдержанность колорита.

Светское городское изобразительное искусство возникло в XVII веке. Первым появился портретный жанр как наиболее востребованный в среде богатых людей. Примером может служить парсунный портрет купца Гавриила Фетиева, на денежный вклад которого был выстроен в Вологде храм Архангела Гавриила. Купец изображен в красном кафтане, украшенном золотым шитьём и золоченными пуговицами.

Значительное развитие этого жанра произошло в XVIII — XIX веках.

Многочисленные портретные образы представляют обитателей провинциальных городов губернии разных сословий: дворян, чиновников, купцов, священников. Они зримо рассказывают о том, как они выглядели, какие имели характеры и пристрастия. Камерные и парадные фамильные портреты вологжан и их детей чаще всего предназначались для домашних и усадебных интерьеров и выполнялись в основном местными художниками, нередко крепостными. Наиболее известным из них стал академик портретной живописи П. Тюрин, работы которого отличаются живописным мастерством и мягким психологизмом.

С Вологодчиной связан великий классик XIX века, лучший баталист не только русского реалистического, но и мирового искусства В.Верещагин, который родился в Череповце. Художник первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна стать средством разрешения международных споров. В. Верещагин не отделял художественную культуру от проблем нравственных, от событий общественной жизни. В 1890-х годах он совершил путешествие по водному пути от Вологды до Соловков. Творческим результатом поездки по родному Северу стали рисунки, пейзажи, а также серия портретов: «Мастеровой — вологжанин», «Старушка-вологжанка», «Отставной дворецкий» и др.

Словно в продолжение этих традиции в начале 20 века возникло объединение творческой интеллигенции — Северный кружок любителей изящных искусств. Его представителями преимущественно были пейзажисты — А. Борисов, Д. Мартен, А. Каринская. Они сотрудничали с петербургскими художниками объединения «Мир искусства», провели совместно в Вологде 4 выставки. Активным участником кружка был пейзажист Ф. Вахрушов, который создал лирические образы природы родного Тотемского района, где жил и работал по окончании Академии художеств.

Искусство 1920-х годов отмечено зарождением вологодской графики. Художники Н. Дмитревский и И. Варакин своим творчеством положили начало традициям художественного оформления книги и книжного знака на Севере. Они создали альбом линогравюр «Старая Вологда». Акварели и рисунки Ф. Вахрушова, В. Сысоева, Н. Тусова, Е.Шильниковского объединяет общее настроение, немного грустная поэтизация уголков старины, уходящего крестьянского и усадебного быта. А графические, чаще всего пейзажные, работы художников Ф. Бочкова, В. Сигорского, С. Орлова отражают повседневную неторопливую или наоборот оживленную жизнь провинциального города.

Печалью и трагичностью окрашены страницы вологодского искусства 1930 — 1950-х годов. Во время Великой Отечественной войны многие художники ушли на фронт, оставшиеся в городе работали в «Окнах ТАСС», писали информационные сводки, проводили небольшие выставки.

Время сохранило только отдельные произведения, передающие атмосферу эпохи и привлекающие жизненной достоверностью: портреты Н. Ширякина, Е. Шильниковского; немного помпезное жанровое полотно Н. Крюкова «Вологодские кружевницы»; хмурые весенние пейзажи В. Тимофеева; натурные, пленерные этюды Б. Шваркова, выполненные на строительстве Волго-Балтийского канала и Череповецкого металлургического завода; пейзажные работы К. Воробьева, отображающие жизнь леспромхозов; архитектурный памятник, посвященный 800-летию образования Вологды с барельефами Т. Контаревой, иллюстрирующими историю города.

Время «хрущёвской оттепели» отличалось значительным оживлением в том числе и изобразительного искусства. В работах живописцев Б. Шваркова, П. Попова, Б. Чередина, М. Ларичева, К. Воробьева, С. Хрусталевой это выразилось в обилии свежего ветра, солнечных бликов, воздушных пространств, в динамичности композиции и самих живописных решениях.

Обновление современного вологодского искусства произошло в конце 1950-х — в 1960-е годы, когда в Вологду приехали молодые, энергичные выпускники Московского художественного института им. В.И. Сурикова — Н. Баскаков, В. Корбаков, Д. Тутунджан. Они повысили требования к профессиональному мастерству художников, внесли атмосферу новаторства и поиска индивидуальных выразительных средств. Рядом с ними в Вологде работали графики Г. и Н. Бурмагины, В. Едемский, Л. Щетнев, живописцы О. Бороздин, Ю. Петров, Г. Попов, в Череповце — графики А. Наговицын, В.Сергеев, живописцы — Н. Гришачев, Е. Соколов, скульпторы — А. Щепелкин, М. Каменский, Т. Контарева, керамистка — Т. Чистякова. В 1970-е годы выдвинулись новые имена — А. Пантелеев, Я. Крыжевский, Г. Асафов, Г. Осиев, А. Савин, Ю. Воронов, С. Веселов, В. Егоров.

Северная природа, ее люди, древняя культура края остались предметами вдохновения и дальнейшего осмысления вологодских мастеров. Расширились жанровые границы искусства, усилилась выразительность художественных решении, в арсенале художников появились все стилевые направления.

На 1970-е годы приходится расцвет заметного в масштабах страны художественного явления, названного «вологодской графикой». Общий тон творческих поисков на зональных смотрах во многом задавали вологжане. Они демонстрировали свое искусство в столице и за пределами России.

Вологодская земля собрала и предоставила возможность для развития многих ярких, талантливых личностей. Значительное развитие вологодской графики, ее высокая репутация неразрывно связаны с именами Г. и Н.Бурмагиных. Их гравюры на дереве отличает высокое мастерство, поэтически образный художественный язык, который соединил в едином синтезе традиции классической и народной культуры. В 1960—1970-е годи художники создали серии гравюр, посвященные памятникам вологодской архитектуры, русским сказкам и песням, немало книг, среди которых сборники стихов вологодских поэтов. Именем Бурмагиных в 1980-е годы была названа одна из улиц города Вологды.

Совсем иные черты свойственны художественному миру Джанны Тутунджан. Созданные ею картины написаны в светлых, живых теплых тонах темперной краски: «Незабудки» (1969г.), «Надежа» (1975г.), а большие черно-белые рисунки — смелыми, выверенными линиями карандаша и фломастера — «Про хлеб, про соль», «Конюх», «Сама себе хозяйка», «Сын сына» (1965—1968г.г.). В вологодском искусстве они выделяются своей остротой и богатством характеров, психологической глубиной. Частные судьбы мужественных, но стареющих людей художник представляет обобщенными судьбами русской деревни. Большой интерес вызывают натурные зарисовки, особенно те, в композициях которых включены разговорные тексты, произнесенные в момент позирования, — это воспоминания, смешные или грустные рассуждения деревенских людей о жизни. Ярким представителем искусства является В.Корбаков. Он работает во многих жанрах живописи и графики, увлеченно заинтересовывается многими темами, как непосредственными проявлениями самой жизни. За большой творческий период 1950—1990-х годов он создал серию портретов, прекрасные архитектурные пейзажи городов области, натюрморты, картины. Неординарное понимание современности заключается в самом мироощущении художника и свободно выражается подвижными, изменчивыми свойствами пастозной живописи.

Запись опубликована в рубрике Культура с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.