Деревянные постройки Вологды

Деревянные постойки Вологды

Деревянные постойки Вологды

Города северной России не только в XVII и XVIII веках, но и в XIX веке и в начале нашего столетия, вплоть до революции, застраивались преимущественно деревянными зданиями. Были среди них и роскошные, почти дворцовые, богатые особняки и простые обывательские дома, некоторые из них своим обликом походили на деревенские избы. В Вологде и сейчас уцелело много деревянных построек, и некоторые ее кварталы могут служить отличным примером старинного русского города.

К сожалению, большинство образцов деревянных построек XVIII века (не говоря уже о более ранних) не сохранилось. Множество существовавших тогда деревянных церквей — шатровых и клетских — заменены в XIX веке каменными. Тем большую ценность представляют уцелевшие памятники деревянного зодчества конца XVIII и начала XIX века. Почти на каждом из них, как и на каменных постройках той же эпохи, о которых мы уже говорили, легко заметить след искреннего увлечения античностью: архитектурой, искусством, культурой республиканского Рима, позднее — древней Эллады. Увлечение это захватило не только города России, но и отдаленные ее усадьбы. Много еще было умелых плотников и резчиков, и они-то и поддержали в новых для них формах высокую культуру русского деревянного зодчества.

Но из многочисленных когда-то зданий деревянного «ампира» в старых русских городах уцелели лишь единицы. Вологда в этом отношении принадлежит к счастливым исключениям и по праву может гордиться своими построенными из дерева памятниками русского классицизма.
Дома этого периода, чаще всего особняки, построенные помещиками или купцами, дошли до нас с именами их прежних владельцев. Своим видом дома эти напоминают сельские усадьбы, но построены они из-за необходимости уложиться в строгие «городские рамки» с меньшим размахом. Фасады их обычно подчеркнуты портиком, пилястрами, фронтоном, словом — выполненным из дерева ордером, часто украшенным богатой резьбой.

В начале XIX века построен дом Волковых. Очень хороши пропорции его фасада с приподнятым на цоколе шестистолпным дорическим портиком: чувствуется рука опытного петербургского архитектора. Несколько суховато выполнены волюты наличников (такие же наличники были распространены в Вологде и на более поздних постройках). Окна антресолей выходят во двор. В интерьере мы видим нарядные архитектурные детали, например, пилястры с капителями и каннелюрами, печи со скульптурным декором изображающим то античного воина, то орла в венке, то танцовщицу с гирляндами цветов. В дверях из красного дерева сохранились зеркала.
Фасад дома Засецких, построенного в последнем десятилетии XVIII столетия, сильно переделан в конце XIX века. В интерьере привлекают внимание двери из красного дерева с резными филенками и печи, служащие прекрасным примером архитектурной керамики конца XVIII — начала XIX века.

Пожалуй, наибольшей популярностью пользуется построенный в 1829 году дом Левашова (ул. Герцена, 47). Над цокольным этажом, в котором прорезаны арочные проемы, поставлен восьмиколонный ионический портик. Во фронтоне был декоративный медальон с лентами и дубовыми листьями (медальон перенесен в Вологодский краеведческий музей). Над окнами второго этажа сандрики чередуются с венками. Сохранились хорошо выполненные ворота.
К началу XIX столетия относят дом Дмитриевской (ул. Кирова, 54/12). Центр его фасада украшен композицией из спаренных колонок, поддерживающих аттик с полуциркульным окном в мезонине. Это здание — оригинальный пример вологодского деревянного ампира, на котором сказалось влияние московской архитектуры. Несколько иначе разработан дом Соковикова. Здесь парные колонки объединены легким фронтоном. На боковом фасаде между окнами размещены резные шестигранные щиты. Все детали выполнены очень тщательно, но некоторая затейливость резных декоративных вставок указывает на приблизительную дату постройки дома — середину XIX века.

Здания второй половины XIX века уже не отличаются стилистической взыскательностью, хотя и сохраняют конструктивную добротность. Это большей частью двухэтажные, двухквартирные обывательские дома. Обилие пропильной резьбы неудержимо заполняет большую часть их фасадов, утративших монументальность классических построек; приемы классицизма постепенно исчезают. Пилястры, заменившие колонны, все больше мельчают, превращаются в узенькие витые резные накладки-планки. Меняется форма карниза, долго сохранявшего большие свесы. Рас
пространенные в начале столетия граненые тамбуры с выходом во двор заменяются лестницами на торцах. На кирпичных дымовых трубах появляются флюгеры из прорезного металла. И все же эти утопающие в зелени домики, с их обильной резьбой, с балконами, лоджиями, фронтонами, парапетами, аттиками, хотя и отошедшие от классицизма, выглядели часто очень уютно.

Информация и фото с сайта

Запись опубликована в рубрике Архитектура с тэгами . Bookmark the permalink. И комментирование и trackback'и в настоящий момент закрыты.